Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Уважаемые коллеги!
Представляю Вашему вниманию опыт реализации проекта по развитию физических и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста "Движение и ритм", разработанный и реализованный совместно с инструктором по физической культуре Савчук Викторией Викторовной, в рамках досуговой деятельности.
Однажды, на занятии по физкультуре, во время разминки на степ-платформах, в последнем ряду раздался стук и открылась картина. Гимнастические палки оказались в зоне видимости ребенка, а затем и в его руках. Он не только шагал, но и стучал ими по платформе. Движения были хаотичными, но было видно, что ребенок получает от процесса несказанное удовольствие.
Инициатива ребенка явилась образующим фактором для создания проекта, отражая общую актуальность для деятельности как в области физического развития, так и в области музыкального развития.
Как показывает практика, все тренировки рано или поздно приедаются, и вот уже когда-то с удовольствием прыгая на степ-платформе, ты скучаешь. Так почему бы не привнести в тренировку нотку музыкальности и эмоциональности при поддержки детской инициативы. Шаг за шагом, возникла идея тренировки с барабанами. Долго оценивая психологию и историю возникновения спорта, мы сделали вывод, что сама физическая нагрузка не свойственна натуре человека. В предлагаемой нами тренировке участники прежде всего играют, а уже потом выполняют движения. Дети явно не задумываются в игровом процессе о сложности физической нагрузки. То есть она становится как бы фоном, а внимание полностью вовлечено в процесс игры. Занятия, организованные рамках проекта дают чувство единения, созидания и сопричастности. А музыка с ритмичными выстукиваниями оказывают положительное воздействие на психику ребенка, высвобождают негатив и способствуют развитию музыкального слуха.
Для внедрения проекта нами было разработано и изготовлено специальное оборудование. Барабаны, используемые для тренировок, представляют собой не обычные в нашем представлении барабаны, а специально изготовленные стэп-платформы - коробки, которые идут в паре с утяжеленными палочками для отбивания ритма. Движение происходит как вокруг стэп-коробки, так и на ней. Музыкальное сопровождение - это тщательно подобранные композиции, нацеленные на максимальное повышение эффективности тренировок.
Функциональная тренировка с предлагаемым оборудованием схожа по своей интенсивности с интервальными тренировками (то есть чередование интенсивной нагрузки и отдыха). Занятие начинается с базовых (облегченных) упражнений и звуков, задавая ритм всем участникам, затем мелодия ускоряется и хореография движений с нарастанием темпа усложняется. После максимального «пика» следует «яма» - перерыв, чтобы перевести дух. И далее последний аккорд, когда уже звучит «музыкальная кульминация». Благодаря данным тренировкам развивается выносливость и ловкость, чувство ритма, координационные способности. Средняя продолжительность занятия составляет 20 минут. Данное время, пожалуй, самое комфортное, которое легко выдержит ребенок с любым уровнем физической подготовки. В случае, если ребенок неритмичный, то переживать не стоит. Работая в команде, уже скоро он обретет необходимое чувство ритма и подстроитесь под общий «стук».
Целью проекта стало создание условий для приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
При реализации проекта мы решали следующие задачи:
Проект реализовывался в три этапа:
В процессе работы в рамках данного проекта были запланированы следующие результаты:
Изначально, работа в рамках проекта велась отдельно каждым специалистом. На занятиях по физкультуре дети разучивали шаги в качестве разминки на традиционных степ-платформах. На музыкальных занятиях велась работа по развитию метроритмического слуха при помощи клавесов. Пройдя этап разучивания, мы перешли к этапу согласования движения с ритмом. В рамках совместной досуговой деятельности у детей появилась возможность совместить шаги на степ-платформах с выстукиванием ритмического рисунка клавесами. По мере изготовления оборудования происходил процесс внедрения его в деятельность в рамках проекта. Проученные отдельные движения соединились в танцевальную композицию. Данный танец использвался и во время разминки на занятиях по физической культуре и на занятиях по музыке как музыкально-ритмические движения. В рамках реализации проекта для коллег был организован мастер-класс по использованию оборудования.
Проект "Движение и ритм" показал свою эффективность в деле приобщения детей к здоровому образу жизни, за счёт формирования интереса к физическим упражнениям. Дети во время выполнения движений испытывают сильнейший эмоциональный подъем, наполняются зарядом положительных эмоций. Процесс становится настолько увлекательным, что объединяет всех исполнителей и позволяет испытать чувство единения и сопричастности. Оказывает положительное влияние на психическое, физическое и эмоциональное состояние ребенка.
В марте 2023 года опыт реализации проекта "Движение и ритм" был представлен в рамках участия в фестивале "Ломоносовская ярмарка: лучшие педагогические практики и образовательные инновации района", организованном Комитетом по образованию администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
Проект "Движение и ритм" - это универсальный проект. Его могут использовать и педагоги дошкольного образования, и педагоги дополнительного образования и педагоги школы. Специальное оборудование - это лучшие условия для реализации проекта, но Вы можете использовать обычные степ-платформы и клавесы. Желаю вам успешной реализации и творческих сил!
Для вас я подготовила плейлист, который вы сможете использовать для составления композиций:
Если у вас есть вопросы, предложения или пожелания, то вы можете написать мне, используя форму обратной связи, расположенную ниже, а также приглашаю к общению в ВКонтакте: